Описание направления

Описание направления

В настоящее время очевидна проблема недостаточной полноты знаний по компетенциям организаций Самарской области, выполняющих научные исследования. Имеющаяся информация, которую можно получить из сайтов университетов и научных организаций, разрознена и часто носит декларативный характер. По ней не всегда удается определить уровень развития той или иной компетенции.

Информационной основой для разработки мероприятий по развитию научных компетенций организаций Самарской области является единая база данных компетенций, дающая представление не только о направлениях научных исследований, но и об уровне имеющихся результатов, кадровом и материальном обеспечении. При формировании базы данных использован экспертно-оценочный механизм и рейтинговые списки, позволяющие выделить наиболее развитые и перспективные компетенции с точки зрения тенденций развития науки, а также соответствия приоритетам социально-экономического развития Самарской области и перечню критических технологий Российской Федерации.

Использование рейтинговых списков и создание единой базы данных компетенций может принести пользу всем участникам научного и инновационного взаимодействия:

  1. научному сообществу – информировать о состоянии и ресурсном обеспечении отдельных направлений исследований для формирования интеграционных связей по совместной реализации научных проектов,
  2. потенциальным заказчикам – информировать о возможности проведения научных исследований в организациях Самарской области,
  3. институтам развития – устанавливать приоритеты инфраструктурной поддержки инновационной деятельности с учетом имеющихся возможностей у разработчиков научной и инновационной продукции,
  4. органам исполнительной власти – использовать информацию для принятия обоснованных управленческих решений по научному и инновационному развитию региона.

Аудит научных компетенций организаций Самарской области проводится с целью ранжирования компетенций научных школ (научных направлений, проектов) и определения лидеров региона для прямой финансовой и организационной поддержки, для содействия в трансфере технологий, для коммерциализации продукции и выводе продуктов на региональные и международные рынки.

Участниками аудита компетенций являются следующие организации:

  1. университеты Самарской области,
  2. научно-исследовательские институты, институты и филиалы институтов Российской академии наук,
  3. научные центры и центры исследований,
  4. предприятия.

В связи с тем, что значительную часть разноплановых научных исследований в регионе проводят университеты и учреждения Российской академии наук, где в основном сосредоточены научные кадры высшей квалификации, на начальном этапе в качестве респондентов выбран именно данный вид организаций.

Нацеленность на выявление компетенций в естественнонаучных и технических отраслях знаний и отсутствие гуманитарной направленности позволяет значительно снизить количество респондентов, особенно среди университетов. Таким образом, сформирован следующий состав университетов и академических организаций, которые являются респондентами при проведении аудита научных компетенций:

  1. Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет) (СГАУ),
  2. Самарский государственный технический университет (СамГТУ),
  3. Самарский государственный университет (СамГУ),
  4. Самарский государственный архитектурно-строительный университет (СГАСУ),
  5. Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ),
  6. Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС),
  7. Тольяттинский государственный университет (ТГУ),
  8. Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ),
  9. Самарский государственный экономический университет (СГЭУ),
  10. Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА),
  11. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (ПГСГА),
  12. Самарский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета (СФ РГТЭУ),
  13. Самарская академия государственного и муниципального управления (САГМУ),
  14. Институт проблем управления сложными системами Российской академии наук (ИПУСС РАН),
  15. Институт систем обработки изображений Российской академии наук (ИСОИ РАН),
  16. Институт экологии Волжского бассейна Российской академии наук (ИЭВБ РАН),
  17. Самарский филиал Физического института Российской академии наук (СФ ФИАН).

В 2013-2014 гг. впервые был проведен аудит компетенций научных школ Самарской области (аудит компетенций 1.0). В результате проведенного аудита от 14 организаций Самарской области поступило 152 анкеты с описанными научными компетенциями по 27 отраслям знаний (36 разделов рубрикатора ВИНИТИ).

В анализе анкет научных компетенций приняли участие 34 региональных эксперта.

Исполнителем проекта по аудиту компетенций в 2013-2014 гг. стало некоммерческое партнерство «Региональный центр инноваций», базовым соисполнителем проекта Самарский научный центр Российской академии наук.

К выполнению внешней научной экспертизы анкетного материала были привлечены эксперты из университетов г. Санкт-Петербурга, с которыми Правительство Самарской области заключило соглашение о сотрудничестве. Экспертиза проводилась силами экспертов Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

/upload/img/pic1.jpg /upload/img/pic2.jpg /upload/img/pic3.jpg /upload/img/pic4.jpg
StartUp Samara Самарский научный центр РАН Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский политехнический университет


В результате все научные компетенции были разбиты по 5-ти блокам в зависимости от позиции в рейтинговом списке направлений научных исследований.

 2.png


В результате выполненных работ на основе проведения комплексной оценки научных компетенций организаций, выполняющих научные исследования, была предложена система мероприятий по их развитию с участием органов исполнительной власти Самарской области. Информационную основу для формирования системы мероприятий составила база данных компетенций, в том числе, наиболее значимых для социально-экономического развития региона.

Основные методические подходы, используемые при аудите научных компетенций в 2013-2014 гг., были описаны в статье «Методика оценки и ранжирования научных компетенций организаций в инновационной сфере (на примере Самарской области)», вышедшей в научном журнале «Вектор науки Тольяттинского государственного университета».

В 2017 г. Инновационным фондом Самарской области совместно с Самарским научным центром Российской академии наук во второй раз организован аудит научных компетенций организаций Самарской области (аудит компетенций 2.0). Он заключается в интегральной оценке значимости, степени развития и уровня признания предметных научных компетенций в регионе по естественным и техническим научным дисциплинам.

Аудит компетенций в 2017 г. проходил по следующим этапам:

  1. сбор информации от организаций Самарской области по специально разработанным анкетам,
  2. анализ представленной информации и анкет,
  3. многопараметрическая оценка,
  4. ранжирование научных компетенций организаций,
  5. итоговый отчет и выводы.

При аудите в 2017-2018 гг. была скорректирована методика оценки компетенций, и было выделено 3 уровня комплексной оценки научных компетенций:

  1. оценка наукометрических показателей, полученных из авторитетных реферативных баз данных Scopus и Web of Science,
  2. независимая экспертная оценка с привлечением ведущих исследователей, работающих в аналогичной предметной области,
  3. оценка признания научных достижений представителей научного коллектива.

Результатами и эффектами от проведенного аудита научных компетенций в 2017-2018 гг. является следующее:

  1. отранжированные научные компетенции Самарской области,
  2. объективная оценка уровня проводимых исследований от лидеров соответствующих научных направлений,
  3. набор инструментов для поиска недостающих компетенций (ученый, оборудование и др.) для организации мульти- и кросс-дисциплинарных проектов
  4. предложения для региональных органов исполнительной власти по развитию научных компетенций
  5. возможность получать более адресную поддержку со стороны Правительства Самарской области,
  6. информационно-аналитический ресурс для собственного позирования в регионе и в стране.